Писатель Валерий Казаков Главная страница Карта сайта Рекомендовать сайт Написать письмо




"ТЕНЬ ГОБЛИНА" ВАЛЕРИЯ КАЗАКОВА / газета "Российский писатель"


Газета "РОССИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ"
октябрь 2008
Пытаясь определить художественную специфику романа Валерия Казакова «Тень Гоблина», его коллеги вспоминают и Роберта Пена Уоррена с его «Всей королевской ратью» и Салтыкова-Щедрина, и даже Савву Дангулова с Юлией Латыниной и Виктором Суворовым вместе взятыми. Что, конечно же, истинного знатока казаковской прозы может лишь озадачить. На самом же деле Валерий Казаков никаким классификациям не поддается. Сатириком назвать его невозможно потому, что он еще и тонкий исповедальный лирик, для лирика он слишком ироничен, для политического беллетриста он слишком живописен...

Но ничего неожиданного нет в том, что именно Валерий Казаков вдруг написал самый объемный, самый выразительный портрет ельцинской эпохи. Сама ельцинская эпоха взрывает все наши привычные представления о человеке, о добре и зле, об истории как бесконечной череде причин и следствий. С мироздания, в которое мы привыкли всматриваться в томлении всех своих надежд, вдруг словно бы упала маска, и мы наконец-то разглядели ту бездну, в которой растворилась, как в серной кислоте, самая крупная в мире держава... Если уж с кем-то сравнивать Валерия Казакова, то – с дантовым Вергилием, вслед за которым мы в свою бездну спустились. Но вот только и бездна эта под пером В. Казакова, как это бывает лишь у настоящих художников, оказалась вполне человеческой, т. е. даже и во тьме её автор не позволяет нам упускать из виду каждую даже самую смутную точку света...

Первая презентация романа «Тень гоблина» Валерия Казакова состоялась 17 сентября в Белоруссии, в минском Дворце искусства. Белорусским читателям выпало увидеть роман так же и на родном языке («Цень гобліна»). При этом председатель Союза белорусских писателей Алесь Пашкевич не упустил случая напомнить, что В. Казаков я вляется уроженцем Могилевской области и хотя живет в Москве – «думает и пишет по-белорусски».

В минской презентации, превратившейся в литературно-музакальный праздник, приняли участие также писатели и литературоведы Владимир Орлов, Леонид Голубович, Алесь Рыбак, Лидия Савик, Валерий Стрелко, известные барды Эдуард Акулин, Алесь Камоцкий и Виктор Шалкевич...

А московская презентация казаковского романа «Тень гоблина» состоялась 15 октября в Малом зале ЦДЛ. Впервые за многие годы на вот таком вовсе не увеселительном мероприятии гостям не хватило места и многие вынуждены были стоять в проходе. Да и ведущий вечера – специально приехавший из Белоруссии Виктор Шалкевич – сумел сохранить в зале до последней минуты высокое эмоциональное напряжение.

Многие выступавшие подчеркивали, что роман В. Казакова продолжает гоголевскую традицию не только обращением к теме российского чиновничества, не только сочетанием сатиры и великой грусти («смех сквозь слезы»), но и живописной объемностью изображения. «Он не играет в слова, не развлекает, он пишет о том, о чем он знает, понимает, о том, что в нём болит. Этой болью Казаков и отличается от многих современных писателей», – отметила в своем выступлении известный критик и литературовед Алла Большакова.

Не обошлось и без сравнения В. Казакова с великим сатириком Сатыковым-Щедриным.

Но для иных ораторов предельно острая злободневность романа «Тень гоблина» оказалась столь значимой, что они готовы были за ней уже ничего иного и не разглядеть. Так, Александр Симонов, называя роман энциклопедией жизни российского чиновничества, предлагал изъять из него все лишние «завитушки». «Я теперь буду с удовольствием читать книги В.Казакова, время от времени пропуская описание пейзажей», – сказал он. И, напротив, Николай Дорошенко выразил опасение, что успех романа может помешать Валерию Казакову – одному из самых тонких и самых глубоких современных рассказчиков – уйти от малой формы. «Видимо, Валерий Казаков слишком неравнодушный и слишком самоотверженный человек, чтобы не использовать свой действительно редкий талант прозаика еще и для забивания гвоздей в давно требующее ремонта наше государственное здание», – сказал он.

Не осталось без внимания и сходство героев романа с реальными действующими лицами ельцинской эпохи. Так, Николай Переяслов назвал «Тень гоблина» «романом-кроссвордом», который читателю еще предстоит разгадать.

При этом многие из выступающих отмечали, что все герои романа не так уж и однозначны. Как неоднозначно и отношение к ним самого автора.

Точно также непросто было определить и жанр романа. Одни угадывали в мем политический памфлет, другие – философско-публицистическое повествование, третьи – фантамагорическую смысловую метафору. Но, видимо, более правы были те, кто, не возражая ни тем, ни другим, в первую очередь обращал внимание на то, что роман написан рукою опытного мастера и реалиста.

Потому-то разговор о романе превращался в обсуждение такой темы, как «деформация личности во власти» (главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков), о «нравственных перекосах в современном обществе» (писатель, автор вступительной статьи к книге В. Казакова «Прогнутые небеса» Сергей Трахимёнок).

На вечере присутствовало много друзей В. Казакова. Среди них я легко узнала народного артиста РФ Евгения Герасимова (он настаивал на том, что В. Казаков, как никто другой, пишет и «для сегодня»), Владимира Берязева – главного редактора «Сибирских огней», где впервые был опубликован роман «Тени гоблина». А белорусские друзья В. Казакова – Леонид Костюков и Сергей Чейкун – охотно поведали об известных им страницах из биографии писателя, прочитали посвященные ему стихи. Не удержался от возможности пуститься в воспоминания о пересечениях своих путей-дорог с Казаковым также и Виталий Латынин.

Впрочем, биографиии автора «Тени гоблина» обстоятельному рассказчику хватило бы, наверно, не на один роман. Родился он в белорусской деревне Горбовичи. После окончания школы работал на Могилевском лифтостроительном заводе, затем – служба в рядах Советской Армии в Эстонии и Германии, учеба в высшем военно-политическом училище и в Литературном институте им. А.М. Горького, пребывание в качестве военного корреспондента газеты «Красная Звезда» в «горячих точках», работа в Российском Союзе ветеранов Афганистана, в Совете Безопасности РФ, в Администрации Президента РФ, научная работа, учеба в аспирантуре Белорусского Государственного университета... И вот теперь он – полковник запаса, награжденный тремя орденами, двадцатью медалями и знаками отличия, кандидат социологических наук, действительный государ-ственный советник Российской Феде-рации, автор многих книг, среди которых – поэтический сборник «Философия звука», книги публицистики и прозы «Разбитое зеркало Карабаха», «Асфальт и тени», «Саморазрушение», «Записки колониального чиновника», «Сон в бессонницу»...

Так что «Тень гоблина» – это лишь малая часть того, что написалось Валерию Казакову по впечатлениям от собственного жизненного опыта. И – все равно, все гости, присутствующие на презентации этого романа в ЦДЛ, сошлись на вот этом для всех общем мнении: «Такую книгу мог написать только самый смелый и самый свободный человек!»

Анастасия Козырева


Комментарии пользователей


Добавить комментарий    Последний комментарий